На протяжении столетий люди стремились изучить природу света, чтобы суметь получать его самостоятельно. Многие физики, химики и даже биологи отдали не один год своей жизни ради эволюции самой технологии. Но сегодня, когда электричество проведено практически в каждый дом, появилась новая, еще не официальная, но тоже наука – светодизайн.
Если раньше ученые занимались созданием самого «тела» света (то есть инструментов его излучения), то теперь мы изучаем его «душу», а именно специфику его воздействия: то, как свет и светодизайн влияют на человеческое восприятие.
В наши дни ключевой задачей является уже не сам факт наличия источников света, а то, как именно они будут освещать пространство вокруг нас и воздействовать на него. Так вышло, что наша среда обитания давно перестала быть естественной. Мы сами отстроили себе «каменные джунгли», в которых сами себя заперли. Человек все меньше и меньше подстраивается под природу, сегодня он ее переделывает под свои потребности. То же самое происходит и со светом: мы уже давно живем вне рамок естественных циклов и биоритмов, создавая свет и светодизайн, когда и где нам удобно.
Это не могло не сказаться на нашем самочувствии и внутреннем состоянии. Именно поэтому основной задачей светодизайна на сегодняшний день является процесс создания таких условий жизнедеятельности при искусственном освещении, которые будут максимально приближены к изначальным потребностям нашего физиологического и психического здоровья.
Свет способен управлять нашими настроением и эмоциями, физической и мозговой активностью, делать нас расслабленными или подавать сигналы опасности, указывать путь и направлять, концентрировать и рассеивать наше внимание. Правильное обращение со светом делает нашу жизнь более комфортной и удобной. Именно поэтому главной целью светодизайнера является умение грамотно подбирать не только сами источники света и все атрибуты управления ими, но и моделировать поведенческие сценарии потенциальных «потребителей» света с точки зрения глубинных сознательных и подсознательных процессов.
Но чтобы понимать и знать, как обращаться со светом, нужно иметь не только многолетний опыт работы со светотехникой, но еще и быть хорошим психологом. Любое дело требует внимания, и успех полностью зависит от того, сколько своего времени мы смогли уделить и как глубоко мы смогли погрузиться в задачу, уделив должное внимание каждой детали. В светодизайне, как в любом деле необходимо понимание, для чего нужен свет. Какую задачу он должен решать? Это будет частный дом, где необходимо сделать акцент на комфорте, безопасности и подчеркнуть статус владельца, либо это будет офисное пространство, где нужно повысить работоспособность сотрудников и создать рабочую атмосферу, либо это коммерческие пространства и наша задача будет повысить средний чек. Светодизайн – это направление дизайна, базирующееся на трех основных аспектах освещения. Эстетическое восприятие – важное значение при проектировании и реализации освещения мест с длительным пребыванием людей: зон отдыха, парков, скверов, магазинов, общественных зон и архитектурных форм.
Эргономический аспект – функциональность освещения, способность света влиять на работоспособность, комфорт и зрительное восприятие. Энергоэффективность – необходимо понимать, нет ли переосвещенных поверхностей, без весомой на то причины; нет ли освещения пустых мест, без определенной смысловой нагрузки; не превышают ли значения освещенности необходимые по нормативным документам или для выполнения эстетических и функциональных задач. Каждый из перечисленных аспектов должен быть учтен в работе светодизайнера. В эстетическом смысле светодизайнер должен повысить привлекательность освещаемого пространства, понять, как объект будет взаимодействовать с окружающим фоном (сливаться или выделяться из него), какие эмоции при этом будет вызывать свет. Необходимо помнить и то, что объект будет виден не только ночью, но и днем – учитывать дневной свет и требования безопасности в ночное время (чрезмерная блескость в поле зрения наблюдателя, цветовое и световое загрязнение и т. д.). Световой дизайн, как и архитектура, не является по отдельности ни искусством, ни наукой, а скорее, производной от них отраслью. Профессиональному светодизайнеру необходима не только креативная идея (с точки зрения искусства), но и понимание физических свойств света и принципов работы светильников и источников света (с научной точки зрения).
Принцип 70/30: 70 – анализ объекта и создание концепции (историческая справка, создание аватара клиента), 30 –проектирование. Этот принцип появился благодаря дизайн-мышлению – методу создания продуктов и услуг, ориентированных на человека. Отличительными особенностями подхода являются проникновение в опыт пользователя, всесторонний подход к определению проблем и фокусировка на персональных сценариях поведения и действия. (рис. 3) Чтобы создать успешные продукты и сервисы, необходимо начать с погружения в жизнь Пользователя. Человек, которому свойственно дизайн-мышление, решает не собственные проблемы, а помогает другим людям. Чтобы создать хороший дизайн, нужно понять, что важно и нужно каждому конкретному человеку. Наблюдая за людьми, их поступками, взаимодействием с миром, вы поймете, что они думают, чувствуют, в чем нуждаются. Именно тогда можно проявить эмпатию. Доверительный разговор может помочь дизайнеру легче найти правильные пути взаимодействия с заказчиком и инновационные решения. Когда вы переходите от эмпатии к фокусировке, вам нужно обработать все услышанное и увиденное, чтобы понять общую картину и выделить самое важное. Для этого поделитесь своими наблюдениями с коллегами-дизайнерами и попробуйте набросать визуальное представление ключевых моментов. «Выложите» из головы всю информацию и разместите ее на стене, чтобы было удобно делать связи, – соберите изображения, цитаты, карты поездок и т. д. – все, что зацепило ваше внимание. В этом заключается начало процесса синтезирования, который приведет вас к режиму фокусировки. Что такое режим фокусировки? В этом режиме нужно четко определить концепцию. Будучи человеком с дизайнерским мышлением, вы можете и должны определить стоящую перед вами задачу и сделать выводы, исходя из собранной бесценной информации о жизни людей. Цель режима фокусировки – создать значимую и реализуемую концепцию проблемы. Правильно понять проблему — единственный способ найти правильное решение.
Световой дизайн, как и архитектура, не является по отдельности ни искусством, ни наукой, а скорее, производной от них отраслью
Текст: Александр Масленников
Иллюстрации: Donolux
Сайт Donolux
Бренд Donolux в социальных сетях: Яндекс Дзен, Instаgram, Facebook